Он обратил внимание на то, что против ужесточения этих статей выступили и "Справедливая Россия, и КПРФ, и Общественная палата. Правозащитник отметил, что поправки смешивают работу на враждебные государства и выступления против российской власти. Пономарев назвал это базой для создания тоталитарного государства, а поправки, как он считает, в первую очередь направленны против правозащитников и журналистов. Он выделил функцию устрашения в принятии этих законопроектов, назвав их "подвешанным топорм". Пономарев сообщил, что правозащитники будут добиваться парламентских слушаний по этому вопросу.
Глава Московской Хельсинской группы Людмила Алексеева высказала мнение, что эти поправки не случайно были приняты после поправок, ограничивающих суд присяжных. На ее взгляд, эта "обойма законов" должна послужить устрашению граждан в условиях кризиса и роста социальных протестов. В этой связи она отметила, что из ведения судов присяжных были исключены обвиняемые в массовых беспорядках.
Секретарь комитета в защиту ученых Эрнст Черный рассказал, что подготовка к ужесточению статей за госизмену и шпионаж началась очень давно. Он процитировал интервью одного из руководителей ФСБ 1998 года, где тот говорил о необходимости "защиты государственной безопасности в социально-политической сфере", называя это "защитой от внутренней крамолы".
В свою очередь Алексеева заявила что не представляет, как новые законы будут применяться в условиях, когда нет железного занавеса и граждане России постоянно контактируют как с иностранцами, так и с зарубежными организациями.
Правозащитница Светлан Ганушкина добавила, что под действие уголовных статей за госизмену и шпионаж теперь может подпасть сотрудничество даже с такими организациями как ООН.
Напомним, согласно внесенным в Госдуму поправкам, государственной изменой предлагается признать не "враждебную деятельность в ущерб внешней безопасности РФ", а "деяние, совершенное гражданином РФ, в ущерб безопасности РФ, а также ее конституционного строя, суверенитета, территориальной и государственной целостности".
Толкование шпионажа предлагается расширить в связи с "неоднократными попытками отдельными международными организациями получить сведения, составляющие государственную тайну", говорится в пояснительной записке авторов проекта. В этой связи уточняется такая форма измены, как "оказание финансовой, материально-технической, консультационной и иной помощи помощи иностранному адресату в ущерб внешней безопасности России".