Как и следовало ожидать, на минувшей неделе одной из главных на российских телеэкранах вновь стала тема Великой Отечественной войны. На этот раз поводом послужил День памяти и скорби, который у нас традиционно отмечается 22 июня. Военной тематике были посвящены сразу несколько передач и фильмов.
К сожалению, откровенно разочаровала работа теледокументалистов канала НТВ — документальный фильм "Кто "прошляпил" начало войны". Честно говоря, я даже не ожидал от таких опытных авторов, коими, без сомнения, являются документалисты Ольга Демина и Сергей Краус, столь откровенной и, увы, примитивной агитки.
Создалось впечатление, что заказчиками ленты выступили даже не обычные искренние поклонники Иосифа Сталина, а какая-то группка не вполне вменяемых зомбированных фанатов.
Во всяком случае, авторы фильма вывалили на ошеломленного зрителя не один ушат пропагандистской "лапши" простенького сталинистского замеса. Мы с удивлением узнали, что, оказывается, не существовало телеграммы Рихарда Зорге, предупреждавшего о точной дате начала войны. А также о том, что все версии, авторы которых "посмели" возложить на Сталина часть вины за трагическое развитие событий летом 1941 года,
были выдвинуты продажными историками по личному распоряжению Хрущева, который люто ненавидел генералиссимуса.
Зато приглашенные авторами "честные" и "неподкупные" историки на голубом глазу кощунственно вещали с экрана о том, что, якобы, перед войной было расстреляно не 30 тысяч советских офицеров, а "всего-навсего" тысяча шестьсот. Что, видимо, является мелочью, недостойной упоминания в серьезных исторических трудах.
Отрицая очевидные и всем известные факты, авторы стремились всеми силами "обелить" столь милого их сердцу вождя. Но поскольку перед ними стояла задача заодно "найти виновного", то и "виновный" очень быстро нашелся. По логике создателей ленты, начало войны "прошляпили" головотяпы-генералы, безответственные лейтенанты и разгильдяи-рядовые.
То есть, в важнейшем стратегическом просчете, оказывается, виновен весь русский народ. Все, кроме Верховного Главнокомандующего.
Так, вспоминая о том, что накануне войны на многих аэродромах не была вовремя нанесена камуфляжная раскраска, авторы патетически заявили, что, дескать, Сталин физически не мог пробежать с ведерком с краской по всем приграничным аэродромам. Из чего, видимо, нужно сделать вывод, что правильный-то приказ был отдан вовремя, но народ, как всегда, понадеялся на "авось". В результате страна оказалась не готовой к войне, и разразилась страшная трагедия лета сорок первого.
Кстати, о приказе. Называя "фальшивкой" упомянутую выше телеграмму Зорге, авторы картины тут же подбросили зрителям новый миф. Они утверждали, что незадолго до начала войны Иосиф Сталин направил в округа секретную директиву, предписывающую привести войска в состояние повышенной боевой готовности. Которую, как мы теперь понимаем, на местах никто и не подумал выполнять.
Однако сейчас речь о другом. Дело в том, что этой пресловутой директивы никто в глаза не видел. Но создатели ленты, ничуть не смущаясь, настаивали, что "серьезные историки уверены в существовании такой директивы".
Почему нам предписывалось верить в существование этого мифического послания и не верить в телеграмму Зорге, осталось категорически неясным.
Наконец, крайне брезгливое чувство вызывали прозвучавшие в финале ленты фразы о том, что, якобы, в плен в первые месяцы войны сдавались, в основном, украинцы и прибалты. Зато этим "предателям и трусам" противопоставлялись бойцы формирований НКВД, то есть ведомства Лаврентия Берия.
Тут не нужно даже гадать, чьи уши торчат "за кадром". Остается только посочувствовать авторам, которые по неведомым нам причинам столь вольно обошлись с принципами профессиональной и человеческой этики.
Между прочим, спустя несколько дней на том же канале в рубрике "Алтарь победы" был показан фильм "Парад победителей". Как следует из названия, картина была посвящена памятному параду, состоявшемуся летом 1945 года, его истории и судьбам его участников.
Надо сказать, что, на наш взгляд, авторы этой ленты гораздо бережнее подошли к историческим фактам и их трактовкам.
В частности, они напомнили, что, когда на Красную площадь внесли поверженные фашистские знамена, Сталин машинально взял под козырек и только после замечания Жукова опустил руку. Не лишним было и напоминание о том, что сразу после того памятного парада празднование Дня победы было фактически запрещено на долгих двадцать лет. Причем есть все основания полагать, что именно Сталин был одним из главных инициаторов такого запрета.
Зрителям предлагалось осмыслить эти и другие озвученные факты и самим сделать соответствующие выводы.
Несколько программ на минувшей неделе были посвящены другой "войне". В них речь шла о тревожных и отчасти загадочных акциях против приморских милиционеров. Авторов этих акций народная молва уже успела поспешно окрестить "приморскими партизанами".
Показательно, что приглашенные в студию гости четко разделились на две большие группы. "Гражданские" или просто нейтральные специалисты и эксперты пытались по мере сил проанализировать причины возникновения столь очевидного всплеска неприязни к людям в форме. Зато сами силовики стали каменной стеной на защиту своих ведомств и пытались безуспешно доказать, что все дело в "происках мировой закулисы" и продажных журналистах, "перепутавших свободу с вседозволенностью".
Так, советник председателя Конституционного Суда, генерал-майор милиции Владимир Овчинский, прямо заявил в программе "Честный понедельник" (канал НТВ), что некие зарубежные силы пытаются сегодня добиться "переноса" киргизского сценария на российскую почву. Видимо, подразумевалось, что коварные западные спецслужбы, как и в памятном семнадцатом году, вновь пытаются "раздуть" в России пожар революции. Из слов генерала выходило, что в России чрезвычайно опасно увлекаться "западными игрушками" типа гражданских свобод или открытых честных выборов. По его мнению, такие выборы уже однажды привели в Веймарской республике к власти Гитлера.
Полагаю, что дополнительных комментариев к этому высказыванию не требуется.
Также хорошо понятно, какую политическую систему наши власти считают для "непросвещенного" народа идеальной.
Поскольку доморощенные определения вроде "суверенной" или "управляемой" демократии, а также "частично контролируемых" выборов у россиян уже навязли в зубах.
Нечто подобное, между прочим, промолвил и депутат Госдумы, генерал-полковник милиции Владимир Васильев в программе "Поздний разговор" (канал НТВ). Парламентарий заявил, что негативное мнение о милиции постоянно тиражируется и подпитывается, в том числе, недобросовестными журналистами. По мнению генерала, отношение народа к силовикам хуже, чем они того заслуживают.
Получается, что опять, как в случае с "невиновным" Сталиным, силовики у нас хорошие, а во всем виноват "нехороший" народ? Опять, как в памятные времена, нас призывают искать мифических злодеев и шпионов чуть ли не под своей подушкой?
Показательно, что генералы старательно избегали даже робких упоминаний о наличии возможных объективных причин для недовольства народом действиями силовиков. Естественно, не было ни разу упомянуто и имя полумифического Романа Муромцева, которому народная молва стойко приписывает роль вожака приморских повстанцев.
Сразу после появления этих слухов "органы" сделали не очень внятное и не очень уверенное заявление, что, дескать, такого человека не существует в природе. Однако и сейчас в том же Санкт-Петербурге можно увидеть на стендах Горсправки написанные от имени Романа Муромцева послания, призывающие российских мужчин выступить против произвола силовиков.
Конечно, написать можно что угодно, да и подпись можно поставить любую. Вот только журналисты "Комсомольской правды" утверждают, что человек с таким именем действительно служил в спецназе ГРУ и в охране полномочного представителя президента на Дальнем Востоке.
Казалось бы, сама власть должна быть заинтересована в том, чтобы внести ясность в этот вопрос. Но люди в форме — а с их подачи и средства массовой информации — хранят высокомерное молчание.
Впрочем, "бойкоту" на неделе подвергся не только никому не известный Муромцев.
В новостных выпусках федеральных телеканалов не было ни слова сказано о выступлениях Герман Грефа и Виктора Христенко на новом процессе по делу Михаила Ходорковского.
Только канал Рен-ТВ сообщил, что влиятельные российские чиновники в своих показаниях фактически опровергли обвинения, выдвинутые против опального олигарха. Другим телеканалам, по предположению обозревателя "Коммерсанта" Арины Бородиной, выдать в эфир такую информацию просто запретили.
Эти примеры наглядно иллюстрируют ситуацию со свободой слова, сложившуюся в России. Для подавляющего большинства высших российских чиновников несвобода оказывается гораздо лучше, нежели свобода. Понятно, что "лучше" для невежественного, непредсказуемого и недостойного свободы русского народа.
На мнение президента этим чиновникам, видимо, глубоко наплевать.