Прежде всего нужно откровенно признать, что наше телевидение научилось достаточно убедительно "замалчивать" действительно важные события и превозносить до небес события совершенно малозначительные.
В том же случае, когда полностью замолчать событие невозможно, обычно выбирается путь "частичного умолчания".
Официальное телевидение не говорит о событии всей правды или же преподносит правду в отретушированном и искаженном виде, что по большому счету мало чем отличается от обыкновенного вранья.
Мимоходом надо заметить, что здесь отечественным "акулам пера" есть с кого брать пример.
Поразительными способностями к подтасовкам и перетасовкам фактов отличается, в частности, "национальный лидер" и его свита. Чего стоят только утверждения наших руководителей о том, что за рубежом строго карают нарушителей законов о митингах и участников политических акций в религиозных учреждениях! При этом они обычно забывают уточнить, что строже всего на Западе принято наказывать полицейских и чиновников, допустивших незаконное применение силы к мирным демонстрантам. Что же касается акций протеста в церквях, то недавние действа в храмах Вены и особенно Цюриха, не вызвавшие никакого нездорового интереса ни у полиции, ни у священников, ни у прихожан, наглядно продемонстрировали степень вранья наших вождей.
Однако мы немного отвлеклись. Несмотря на отмеченную выше склонность к умолчанию неудобных событий и фактов, иногда отечественному телевидению приходится на такие события нехотя откликаться.
К таким обязательным, но неудобным событиям относится День государственного флага России, под которым по умолчанию подразумевается очередная годовщина провала августовского путча 1991 года.
Этот праздник волей-неволей приходится отмечать. Но отмечать формально.
Такой формальной, "галочной" программой стал показ на канале "Россия" документального фильма "Август 1991. Неглавные герои" (сценарист Михаил Черваков, режиссер Марика Джапаридзе).
Кстати, слово "формальный" не несет здесь негативного оттенка. Прежде всего потому, что авторы фильма подошли к своей задаче вполне профессионально и достаточно верно изложили ход событий того далекого августа.
За исключением, разве что, некоторых деталей.
В частности, в самом начале фильма майор Сергей Евдокимов (тот, что одним из первых заявил о верности законно избранному президенту России), ставший фактически главным героем ленты, оговорился или просто ошибся, называя дату прошедших событий.
Другой герой фильма, генерал армии запаса Константин Кобец, упорно именуется "председателем Государственного комитета по оборонным вопросам", в то время как уже 20 августа он был назначен министром обороны России.
Разница, согласитесь, существенная. Одно дело — первый министр обороны нового, только нарождающегося государства, и совсем другое — один из многих членов российского громоздкого и по-советски неповоротливого правительства.
Кроме того, мне показалось, что отдельные персонажи фильма пытаются приукрасить (не слишком, впрочем, успешно) свою роль в тех давних событиях или же просто хотят предстать перед зрителями в образе "убежденного демократа".
Сказанное, как мне кажется, в разной степени можно отнести, например, к экс-министру обороны Павлу Грачеву, бывшему заместителю председателя гостелерадио СССР Валентину Лазуткину и заместителю гендиректора ВГТРК Дмитрию Киселеву. Если господин Лазуткин пытается исподволь примерить на себя роль "скрытого диссидента", то Киселев хорошо поставленным голосом с восторженными интонациями повествует о событии, которое, судя по его комментариям в программе "Исторический процесс", вызывает у него сегодня искреннюю ненависть.
Но в целом, повторяю, родившиеся в год путча и отмечающие нынче совершеннолетие (по западным меркам) молодые россияне получат из этого фильма более или менее объективное представление о событии, изменившем ход истории России.
Правда, без некоторых "умолчаний" не обошлось и на этот раз.
Назвав Сергея Евдокимова "неглавным героем" августовских событий, авторы немного слукавили. Для очевидцев происходившего и защитников Белого дома именно майор Евдокимов оказался подлинным героем первых дней обороны.
С этой точки зрения его судьба выглядит особенно драматичной. В фильме было мельком упомянуто, что вскоре после "августа" Сергей Евдокимов был вынужден уволиться из Таманской дивизии и поступить на службу в один из московских военкоматов. Что, кстати, по военным меркам, означало фактический конец офицерской карьеры.
Однако за кадром осталась совершенно неприличная травля, которой был подвергнут этот скромный и порядочный человек. Многие сослуживцы, не говоря уже о начальстве, посчитали его предателем "интересов государства".
Поначалу об этом говорилось вполголоса. Но, когда уже в XXI веке наследники ГКЧП пришли к власти в России, проклятья в адрес "героев августа" зазвучали на всю страну с самых высоких трибун.
Другой герой фильма, генерал армии и первый министр обороны свободной России Константин Кобец вообще оказался персонажем сфабрикованного уголовного дела.
"Советские офицеры" не простили отважному генералу его умелых и продуманных действий по обороне "цитадели российской демократии" в августе 1991 года.
Тем не менее, повторимся и вновь скажем, что показанный по федеральному каналу фильм все же сыграл свою важную роль. Что-то, безусловно, лучше, чем вообще ничего. Тем более, вполне возможно, что через несколько лет в День государственного флага России мы действительно ничего не услышим об этом празднике. Ибо для правителей нынешней путинской России этого праздника как бы не существует.
Для них это праздник вчерашнего дня.
Вы можете оставить свои комментарии здесь